Россия-Франция: состоится ли нормализация отношений? / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
Россия-Франция: состоится ли нормализация отношений?

Президенты России и Франции впервые провели двустороннюю встречу

30.05.2017 13:10 Владимир Оленченко, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН

Михаил Метцель/ТАСС

Михаил Метцель/ТАСС

Стремление прояснить перспективы диалога и преодолеть сложившиеся стереотипы – таковы, видимо, главные цели переговоров президента России Владимира Путина и недавно избранного президента Франции Эммануэля Макрона, которые состоялись накануне в Париже.

Для России, традиционно поддерживающей широкие и разносторонние связи с Францией, важно было понять, насколько реален диалог при новом французском президенте. Фигура Макрона, обретшая публичность в основном в ходе избирательной кампании, выглядела довольно противоречиво. Понятно желание познакомиться и составить личное представление о Макроне как политике и человеке. Другое обстоятельство – поскольку Макрон только вступает в перипетии международной политической и экономической жизни, важно в прямом контакте и на самых первых порах довести принципиальные моменты российской позиции по наиболее важным и актуальным вопросам глобальной и европейской повесток дня. Первоочередными среди них видятся украинский кризис, сирийские дела, будущее отношений ЕС и России.

В пользу Макрона говорило то, что он генерирует интерес к личным встречам и к связям с Россией, не уклоняясь от чувствительных тем и не стараясь угадать, какой будет общий западный курс в отношении России. Оба обстоятельства создали, как кажется, благоприятные предпосылки для нового старта российско-французских отношений.

Со стороны отдельных французских экспертов звучат намеки на то, что Макрон мог бы взять на себя роль своего рода посредника в нормализации отношений России и ведущих западных стран. Пока затруднительно понять, к кому адресуются эти намеки – российскому президенту Путину, имея в виду побудить его к развитию личного контакта с Макроном, или французскому президенту - как подсказка, где он мог бы «заработать» международный авторитет? Чистоту восприятия момента затеняют предстоящие в близкой перспективе парламентские выборы во Франции. Они оставляют поле для предположений о том, не является ли инициатива Макрона о встрече с президентом России Путиным предвыборным маневром, направленным на расширение в свою пользу симпатий электората в Франции, где традиционно были сильны настроения в пользу развития двусторонних отношений.

Независимо от того, какие видимые и невидимые цели преследует Макрон, решившись на проведение встречи с российским президентом Путиным, глубинный итог имеет положительный потенциал. Имеется в виду, что встреча Путина и Макрона по большому счету прерывает паузу в традиционных российско-французских отношениях, которая искусственно была создана предыдущим французским президентом Олландом и последовательно им выдерживалась. Создается новая реальность и с точки зрения примера для других участников «Группы семи».

Публичная информация о Макроне, получившая хождение во время его предвыборной кампании и после его вступления в должность президента Франции, содержит много разновесных фрагментов. Здесь и якобы закулисная близость с голллистами ( Домиником де Вильпеном – французский премьер во времена Жака Ширака ), и не менее закулисная близость с международными банковскими кругами (семья Ротшильдов), стремление привлечь на свою сторону представителей правоцентристских кругов, якобы наличие собственных планов о будущем Евросоюза. В частности, аналитики обращают внимание на то, что министерство иностранных дел он переименовал в министерство Европы и иностранных дел. Последнее можно толковать по-разному: Европа – это не иностранные дела. Распространяется этот тезис только на страны Евросоюза или речь идет в целом о европейском континенте. Здесь логичен риторический вопрос, как Макрон понимает границы Европы? В голлистском видении или у него и здесь присутствует особый подход? Это те вопросы, которые предстоит еще выяснять, но которые уже сейчас надо иметь в виду.

При таком наборе характеристик личные встречи – идеальный инструмент для прояснения истинного лица Макрона, уточнения его подходов к вопросам внутренней политики и международным проблемам.

Первые оценки Макрона состоявшегося разговора с президентом России Путиным можно расценить как обнадеживающие для российско-французского диалога. Так, Макрон, резюмируя разговор с президентом России Путиным, подчеркнул, что без участия России решение международных проблем не имеет перспектив. Это можно воспринять как готовность к систематическим контактам с Россией и как косвенный призыв к другим странам активнее включаться в диалог с Россией.

Близким к российской позиции оказался взгляд Макрона на пути урегулирования сирийского кризиса – французский руководитель считает, что надо стремится к политическому комплексному варианту. Макрон пошел на обмен мнениями о ситуации вокруг КНДР в связи с ее ракетной и ядерной программами. Французский руководитель подтвердил приверженность «нормандскому» формату урегулирования кризиса в Украине. В этой связи, Президент России Путин подчеркнул ошибочность оказания давления на Россию в виде применения к ней санкционного режима и призвал к устранению любых ограничений, препятствующих другим странам вести полноценный диалог с Россией. Намечены каналы расширения спектра российско-французских отношений, в частности, возникла идея проведения российско-французского форума гражданского общества.

В то же время, было бы заведомым преувеличением считать, что в ходе первой и одной встречи Президентов России и Франции удастся углублено обсудить все проблемы, заслуживающие внимания и прийти по ним к общему знаменателю. С обеих сторон констатировано, что существуют вопросы, по которым позиции России и Франции не совпадают. Однако этот факт не может служить препятствием для продолжения диалога, который, скорее всего, получит необходимое развитие, в частности, Президент России Путин пригласил Макрона в Москву для продолжения начатого разговора.

Заслуживает уважения позиция Макрона по вопросам якобы вмешательства России в кампанию по выборам президента Франции. Французский руководитель уклонился от вопросов представителей СМИ и отказался от комментирования этой темы.

Между вступлением Макрона на пост президента Франции и встречей с Путиным прошел небольшой отрезок времени, но он был насыщен такими событиями как саммит НАТО, встреча «Группы семи». Показательно, что Макрон в ходе указанных мероприятий не чувствовал себя новичком и занимал активную позицию. Можно выделить следующие элементы в его поведении: стремление к личным контактам, желание строить отношения на основе диалога, предпочтение придерживаться в международных отношениях переговорного процесса, а не опираться на политику силы, вести многовекторную международную политику. Эти первые проявления Макрона в международной сфере внушают сдержанный оптимизм и создают предпосылки для нормализации двусторонних российско-французских отношений.

 

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «Евроведение»:

16.06.2017
США-ФРГ: отношения накаляются
16.06.2017
Великобритания "подвесила" Brexit
14.06.2017
Восточная политика ФРГ: брюнетка против блондинки
13.06.2017
Эксперт: после выборов у Макрона не будет проблем с проведением реформ
09.06.2017
Мнение: вооруженные cилы ЕС станут угрозой для России
07.06.2017
Выборы в Британии: страна расколота и напугана
01.06.2017
Эммануэль Макрон – enfant terrible европейской политики?
01.06.2017
Большинство немцев не хотят защищать прибалтийских союзников по НАТО
30.05.2017
Макрон в роли «хорошего полицейского»?
23.05.2017
Что ждать от встречи Путина и Макрона?
14.03.2017
О выходе из ЕС начинают задумываться даже поляки
10.03.2017
Американские НКО попали под удар новой политики вашингтонской администрации
07.02.2017
Создание ЕС оказалось возможным только благодаря краху СССР
02.02.2017
Путин прибыл в Венгрию, где обсудит с Орбаном связи в экономике и ситуацию на Украине
Загрузка...